Ментальные технологии, ментальность , ЦМТ, ментолог , центр ментальных технологий, Томск конференция, четвертая конференция ментологов, ментальные изменения, ментор, ментальная установка, Алексей Мурашов, mentolog
Эта конференция уже четвертая - уже есть некоторый путь, в сравнении с первой.
Это важно, потому что можно оглядываться назад и есть с чем сравнивать. Это позволяет оценить то, что было сделано за это время.
Первая конференция состоялась осенью 2011-го года. В 2012-м году мы провели две конференции. И сейчас – четвертая.
Я, готовясь к этому установочному сообщению, специально пересмотрел свои сообщения на предыдущих конференциях, поскольку я не очень люблю повторяться.
На первой мы заявили о том, чем мы занимаемся, обозначили территорию, которую мы собираемся сделать своей.
В данном случае мы считаем, что она ничья. В данное время мы считаем, что ментальность - это ничья территория. Ей никто не занимается профессионально.
У нее есть разные входы со стороны психологии, философии и других сфер жизнедеятельности, но так уж вышло, что она, в целом, оказалась ничьей.
После конференций, уже проведенных ранее, или между ними, мы пытались так или иначе развивать то, что мы уже придумали, создавать нечто новое.
Понятно, что наши представления о ментальности, представления о подходе и технологии постоянно менялись и продолжают меняться.
Если говорить о том, что произошло за это время, в частности в представлении о ментальности, конечно, углубилось понимание, что да, это фундаментальная вещь, да, это глобально, и это можно отнести к любой культуре, и языковой культуре в том числе.
Это не какая-то особенность русского языка и, соответственно, русскоязычной культуры.
Часть открытий или пониманий, которые делаются по мере развития подхода, являются грустными.
Грустными в том смысле, что, несмотря на то, что я этим занимаюсь более тринадцати лет, даже если не брать смежные занятия, я обнаруживаю только поразительное однообразие ментальности людей, вне зависимости от пола, возраста, вероисповедания и еще чего-либо.
Все эти 13 лет надежда на уникальность людей, индивидуальность, оригинальность все время только уменьшается. Оригинальные люди встречаются крайне редко. Это штучная вещь, с которой не часто удается встретиться.
Это довольно грустно, потому что при том многообразии смыслов, которые могут быть, абсолютное большинство людей, являются носителями одних и тех же смыслов с очень ограниченным их числом и одинаково в соответствии с ними строят свою жизнь. Кого как, а меня это не очень радует.
В представлении о ментальном подходе мы за это время тоже проделали определенный путь.
Каждый год появляются новые понимания, новые идеи возможностей, того, чем мы занимаемся, применимости того, чем мы занимаемся, что немедленно выражается в технологиях.
И здесь я хочу особо подчеркнуть то, что для меня является важным, и с чем не все соглашаются: то, что мы называем «онтологией ментального подхода» ни в каком смысле не является наукой, не претендует на то, чтобы становиться наукой и даже не хочет пытаться двигаться в этом направлении.
Почему? Этот инструмент был создан изначально как исключительно практическая вещь. И поэтому даже когда мы занимаемся какими-то теоретическими вопросами, нас интересуют только те теоретические вопросы, которые могут иметь непосредственное практическое, прикладное выражение.
Исследованиями ради исследований мы не занимаемся – по крайней мере, пока.
За это время что-то приросло и в ментальных технологиях. Многое изменилось в базовых программах, мастерских.
Пришло понимание, что не обязательно каждый раз искать управляющую установку (с чего все это начиналось), что можно делать больше и доступными средствами.
Новая программа, которую мы как раз совсем недавно запустили (на этой неделе ее провели в тестовом режиме), «Магия мысли», позволяет передать людям основы за совсем короткий промежуток времени – за двенадцать часов шесть сессий базовой программы.
Конечно, это только самые основы, но это позволило нам выкристаллизовать, что нужно научиться делать. Это всего пять пунктов, которые, в экспресс-варианте, может освоить каждый человек, если ему стал интересен ментальный подход.
Это способность схватывать ментальность за любыми действиями, любыми содержаниями мышления.
Понимать, схватывать, узнавать, не задаваясь никакими вопросами об особенностях этой личности. Это способность оценивать ее на адекватность.
Это способность моделировать, какая ментальность должна быть для того, чтобы было такое поведение, такие события.
Это способность устанавливать новое содержание, инсталлировать их. И точно так же способность дезактивации тех, которые оказались неэффективны.
К этим задачам все сводится. И все могут их освоить.
Определенная эволюция есть и в тематике конференции. Первая конференция у нас называлась «Ментальный подход и ментальные технологии», но она была заявочная.
В прошлом году была вторая - «Практика развития», в которой мы говорили о мире в ментальном измерении, и в этом году о мире в ментальном изменении.
Это не просто игра слов, потому что в прошлом году мне было очень важно в качестве основного акцента не только для участников конференции, но и для всех тех, кто в последующем имел какое-то отношение к доступу материалов, донести мысль, что мир изменил ментальность, поскольку все, что происходит в человеческом социальном мире, имеет такую укорененность.
Задача состоит в том, чтобы исходя из ментальности, научиться видеть ментальным взглядом все то, что происходит, видеть ментальность за любым событием.
В этом году «Мир в ментальном изменении» – тема нашей конференции, и поэтому акцент совершенно другой.
Я бы обозначил основным вопросом для нашей конференции следующее: куда дрейфует ментальность, куда она движется, куда она направляется сегодня?
На мой взгляд, такой дрейф есть, он есть и в российской ментальности, он есть и в других странах, и мы видим это и по социальным событиям, которые происходят, и по политическим, и по культурным событиям.
Все они знаменуются, когда происходит такой процесс, именно происходящими международными процессами и этим обусловлена, в значительной степени, тема конференции и оценка мировых процессов.
Кроме того, в нашей теме мы делаем акцент не на развитие нашего подхода, не на развитие технологий, не на какие-то наши сугубо внутренние методические вопросы, а на то, как нашими средствами мы можем понимать и думать все, что происходит в мире.
Мне кажется, это делает нашу работу более общезначимой, потому что она может быть интересна не только ментологам.
Когда акцент не на средстве, а на том, что мы можем сделать на этих средствах. Поэтому эта тема («Мир в ментальном изменении») не только для внутреннего пользования, а для всех.
Мир изменяется - это очевидно. Мы считаем, что в основе любых изменений лежит ментальность, а значит, у людей меняется ментальность.
И хотелось бы пытаться понимать, как я уже сказал, куда дрейфует ментальность, что в этой связи нам делать и что будет востребовано?
Именно это определяет наши основные задачи конференции, именно они выражены в названии нашей темы.
Кроме секций у нас запланированы в конференции целых четыре дополнительных мероприятия, по жанру названные «круглыми столами».
Я хочу обратить на это ваше внимание: сегодня у нас один круглый стол, он называется, «Ментальный подход и ментальные технологии в корпоративной практике и бизнесе».
Организаторы-ведущие этого круглого стола – это Владимир Пентюгов и Татьяна Сысуева.
Завтра будет целых три круглых стола, разных, в одно время: в первой половине дня круглый стол для гостей, где я буду отвечать на все вопросы (кто мы такие и чем мы занимаемся).
Ментологи в это время будут в закрытом режиме обсуждать свои вопросы без моего участия.
Завтра будет еще один круглый стол, связанный с русской ментальностью, русской идентичностью.
Мы ожидаем на него специальных приглашенных гостей, в том числе известных в Томске «нелюбителей меня», которые мне все время звонят в эфир на радио.
Завтра они приглашены для того, чтобы можно было публично поговорить о том, как мы относимся к стране, России, народу, как по-разному судим о ее ментальности.
Завтра вечером будет еще одно мероприятие – завершение конференции, оно в программе тоже названо круглым столом «Куда катится мир: во что будут верить люди послезавтра».
Это мероприятие буду вести я. Свою позицию о том, какие ментальные изменения происходят в мире я выскажу именно там, когда все уже закончится.
Сегодня и завтра все будут выступать, и придется выступать без оглядки на генеральную линию партии. Это что касается наших планов.
Есть еще несколько слов, которые я хочу сказать, и на которые хочу обратить внимание и ментологов, и гостей.
Это не то чтобы история создания ментального подхода, а три очень важных акцента, на которые я хочу обратить ваше внимание.
Меня, так уж вышло, всегда интересовал (и когда я учился на философском факультете, и когда я долгие годы работал на философском факультете), как бы это странно ни прозвучало, прикладной аспект философии.
Многим моим коллегам это было непонятно, некоторые считали это даже оскорбительным: прилагать слово «прикладной» к философии.
Но, на мой взгляд, философия, если она не является для человека средством развития, инструментом развития, инструментом изменения, инструментом воспитания, как таковая совершенно не нужна.
Я не понимаю самоценности философии, так же, как я не понимаю самоценности искусства или самоценности науки. Если они ничего не делают с людьми, я сомневаюсь в их праве на существование.
Это было первым акцентом, очень важным, который предшествовал появлению подхода. В этом смысле я сторонник позиции, которая из известных философов отчетливей всего была выражена Гессеном: «Педагогика есть практика философии». Мне это слово еще понадобится.
Во-вторых, такой исходной посылкой для меня, конечно, являлась и является идеология развития как единственное средство, единственная идеология, которую могут принять если не все, то многие очень разные люди.
Наконец, третье (хотя реально с этого все началось) – это необходимость фиксации изменений и удержание изменений, которые происходят с людьми, которые сами оценивают позитивные и прогрессивные изменения в условиях агрессивной социальной реальности.
Все это вместе и привело к созданию подхода и ментальных технологий, которые (как теперь уже можно сказать, в этом году появилась такая формулировка) являются концепцией и средством воспитания взрослых.
Я считаю, что взрослые люди (не все, но очень многие) нуждаются в воспитании. Дело не в том, что они невоспитанные или я их считаю невоспитанными, - об этом говорит тот факт, что они все время ходят на разные мероприятия, которые их воспитывают.
Когда взрослые люди ходят на семинары, брифинги, разве они не ходят как раз для того, чтобы скомпенсировать, восполнить все то, чему их не научила семья, школа, детство, юность? Разве не является это средствами воспитания?
Так вот, ментальный подход и ментальные технологии являются в этом смысле специальным средством воспитания взрослых людей, которые понимают, что что-то с ними не так, что-то нужно поправить в том, что сделала семья, школа и окружающая социальная среда.
Чем нас хотят видеть? И чем при этом мы хотим быть?
Периодически приходится сталкиваться с тем, что нас хотят видеть наукой. Но я уже говорил об этом - что это не наш путь.
Нас хотят видеть отраслью психологии, но даже если бы мы очень хотели, это невозможно сделать потому, что смысл - я продолжаю настаивать - вообще не является предметом области психологии, ни в какой ее части, во всяком случае, в содержание этих смыслов.
Многим хотелось бы видеть нас маргинальным, почти сектантским сообществом, но в этом смысле я могу сказать, что мы такое же сектантское сообщество, как сообщество недоползающих родителей 1900, или какие-то другие подобные интеллектуальные сообщества, которые есть в России. Важно понимать, что что-то новое вообще всегда появляется и расходится потом по миру из таких небольших кружков.
Какие задачи нам предстоит решать, не только на конференции, но и после?
По-прежнему надо развивать теорию, практику, нужно продвигать подходы, нужно обучать наших коллег, создавать сообщества.
Да, у нас есть разные трудности, у нас есть дефицит людей, потому что заданий гораздо больше, чем уже подготовленных ментологов, тем более тех, которые проявляют активность.
Да, есть вещи, которые у нас не получаются - об этом мы тоже будем говорить.
Но что очень важно и на что я хочу обратить внимание в целом, подходя к завершению своего небольшого сообщения: буквально недавно, в августе, мы побывали в очередной школе методологов, в школе по технологии мышления.
Мы тщательно наблюдаем за этим сообществом уже восемь лет, и то, что происходило в этом году, в целом, можно оценить как тревожное: нападки на смысл и задачи технологизации мышления, которую они ставят перед собой, методологии кажутся нам небезопасными.
И нам хотелось бы что-нибудь им противопоставить.
С другой стороны, вы видите, что происходит в России. Да, я сейчас буду говорить о политике.
Буквально несколько дней назад известное валдайское выступление Президента Путина расставило все точки над «i». Теперь мы официально живем в идеологическом государстве, в котором есть официальная идеология, она названа.
Сказано, что будет с теми, кто будет думать иначе. Государство осознало, что да, идеология нужна, и теперь государство намерено на государственном уровне менять ментальность граждан, ментальность населения. Это прямо заявлено - читайте валдайскую речь, это очень интересно.
При этом надо сказать, что мы наблюдаем занятные мировые процессы смены убеждений.
То, что мы слышим из Ватикана, из уст нового Римского Папы, - это очень важный сигнал. Кто-то может это недооценивать, считать, что роль церкви, роль Ватикана уже не так велика в сегодняшнем мире.… Это не так.
Если будут осуществлены те намерения, которые заявляет Ватикан, они существенно изменят идеологическую картину западного мира, систему ценностей, взглядов и убеждений за довольно короткий срок.
И не только католиков и христиан, а вообще всех, потому что западная культура даже в светской ее части насквозь пропитана христианством и католическими представлениями об обыденности культуры. Это тоже происходит в той сфере, которая нас интересует.
Есть и другие тенденции, об одной из которых я хочу сказать. Нас часто упрекают, иногда пытаются откровенно втянуть в чувства, в область интеграции с чувствами, эмоциями, переживаниями, как бы намекая, что есть целостный человек, у целостного человека есть ощущения, есть эмоции, есть мысли, и ничего нельзя потерять.
Да, все это так, все это у него есть. Но целостность человека собирается их этих трех составных частей.
Целостность человека должна приниматься как цельность, собранность на чем-то. И это что-то, на чем, так или иначе, оказывается собранным, по моему мнению - это только идеи, а все остальное является вторичным и производным от тех идей, на которых человек собран.
В том числе и все чувства, которые человек испытывает, – это вторичное производное по отношению к идее. Это наша позиция.
В этой связи я бы хотел заявить, что чувственность может быть осмыслена, но сама она от этого осмысленной не становится. Она осмысляема, но не осмысленна. И попытки втянуть чувственность в регион мышления - не от повышения уровня развития мышления, а от его недостаточности.
Когда новый мыслитель просто не вырос из чувственности и телесности, в следующем уровне ему просто нечего осмыслять, кроме своих чувств. К целостности же это не имеет никакого отношения.
Хочу сказать еще одну вещь и завершу. Что нам надо исправлять? Что нам надо исправлять в себе? Прежде всего, я обращаюсь к ментологам.
На мой взгляд, мы позволяем себе шокирующую недооценку нами самими масштаба и значимости нашего дела.
В том числе это происходит по причине замкнутости в себе, недостаточного несения того, что мы уже придумали, во внешний мир и некоторая инертность - из этого нужно выходить.
Последнее, что я хочу заявить об этом, - нам не нужно искать мейнстрима в современном мире. Нам не нужно пытаться понять, в чем мейнстрим, каковы есть тенденции, какие есть тренды, потому что мы и есть мейнстрим.
Нам не нужно искать и присоединяться к чужому мейнстриму. Мы мейнстрим, и мы будем его создавать. Спасибо.
Четвертая ежегодная конференция ментологов «Мир в ментальном изменении», Томск 28-29 сентября 2013г.
Первое пленарное заседание
Алексей Мурашов «Вступительное слово. Установочный доклад»
Кирилл Половников «Направления теоретических исследований в ментальном подходе»
Яна Осенняя «Направления развития практики и методики в ментальном подходе»
Екатерина Люсева «Влияние индивидуальной ментальности министра культуры на культурную политику государства»
Вадим Онуфриев «Воспитание как передача ментальных содержаний»
Надежда Древаль «Техника успешного внедрения новых стереотипов в сознание человека»
Олег Аюпов «Ментальная безопасность: средства защиты и оценки»
Секция 1: «Современная ментальная ситуация в Мире»
Кирилл Половников «Как научная парадигма отражается в ментальных основаниях»
Анастасия Усова «Зачем люди учат и учатся»
Сергей Шмидт «Религиозность -- пережиток прошлого или свойство сознания? Ментальные основания религиозности сознания»
Вячеслав Часовников «Особенности мужских и женских ментальных оснований»
Евгений Иванов «Ментальные основания гомофобии»
Секция 2: «Ментальные изменения в социальной среде: как они происходят?»
Юлия Истомина «Убеждения и стереотипы, которые мешают продавать»
Владимир Пентюгов «Практика применения ментальных технологий в процессах управления сотрудниками»
Вячеслав Семенов «Отделение творческих идей от целеполаганий в маркетинговых коммуникациях»
Андрей Тимошин «Необходимые ментальные содержания клиенториентированного персонала»
Наталья Хохлова «Продвижение двух новых видов услуг, требующее изменения ментальности клиентов: личный опыт»
Секция 3: «Современная ментальная ситуация в России»
Роман Абрамович «Современная ментальная ситуация в России»
Тамара Асылова «Ментальность в пословицах, поговорках и афоризмах»
Татьяна Сысуева «Особенности ментальности жителей Юга России»
Максим Шамиев «Ментальность и ментальные основания в современном Российском юморе»
Виталий Никаноров «Современная ментальная ситуация в России: взгляд из за границы»
Секция 4: «Ментальные изменения личности: как они происходят?»
Светлана Калинина «БПСД-модель зависимости. Применимость в процессе социализации»
(видеозапись доклада отсутствует по техническим причинам)
Антон Пешко «Ментальность как основание идентичности личности» (видеозапись доклада отсутствует по техническим причинам)
Елена Медведева «Почему мы не реализуем актуальных целей и идей»
Наталия Семенова «От изменений ментальности к изменениям в жизни»
Ольга Вершинина «Проблема самоопределения, ее основания и способы решения в ментальном подходе»
Круглый стол «Ментальный подход в корпоративных и бизнес-практиках»
Секция 5: «Изменения ментальности в социальных проекциях».
Марина Антони «Проблемы ассоциативного и образного мышления для ментолога»
Екатерина Кругликова «Особенности женской ментальности и работа с ней»
Алла Волкова «Музыка, кино и литература в формировании ограничивающих убеждений»
Андрей Подлесных «Формирование системы мотивации у детей-танцоров 9-13 лет»
Круглый стол: «Русская идентичность и особенности русской/российской ментальности»
Круглый стол: «Ментальный подход в вопросах и ответах»
Второе пленарное заседание
Павел Зуев «Специфика ментальности ментора»
Александр Геннеберг «Специфика ментальной работы с ментологом»
Антон Котов «История эмоций в контексте истории ментальностей»
Антон Дугин «Метапрограммы НЛП и проход к ведущим убеждениям человека»
Яна Осенняя «Базовые алгоритмы прохода к ментальным основаниям»
Наталья Винникова «О своем опыте сохранения и развития ментологического мышления в отрыве от среды»
Антон Дугин «Ментология, какой я ее вижу спустя два с половиной года»
Алексей Мурашов «Итоговый доклад»
Круглый стол: «Куда катится мир: во что буду верить люди послезавтра»
Круглый стол: «Ментальный подход в вопросах и ответах»
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12014-07-11 17:43:38
Страница: 1